Жить интересно!

Жить интересно!

Мифов иPрасхожих заблуждений оPйоге существует, пожалуй, больше, чемPоPкакой быPтоPниPбыло другой восточной традиции. Чем онаPтолько ниPпредставляется людям, вPзависимости отPстепени ихPинформированности иPличной испорченности: иPфитнес-программой сPмодным названием, иPдремучей эзотерикой дляPэкзальтированных дамочек, иPкомплексом упражнений наPрастяжку. За триPгода занятий яPвидел самых разных преподавателей; пожалуй, ниPвPодной другой традиции нетPтакого разнообразия версий оPтом, чему жеPименно этаPтрадиция посвящена. Первые жеPдваPпреподавателя вызвали воPмнеPкогнитивный диссонанс: одна дама была техничной иPфизкультурно-ориентированной, другаяP собирала всех вPкруг иPмыPпели что-то проPсолнышко иPптичек.

Происходило всеPэтоPвPодном иPтомPжеPзале иPназывалось одинаково. Только углубившись вPэтуPпрактику иPееPтеорию, яPсмог расставить вещи поPместам. Разберемся сPтерминами В первую очередь, когда уPнасPпроизносят слово йога, тоPвPподавляющем большинстве случаев подразумевают хатха-йогу. ЭтоPодно изPнаправлений йоги, которой возникло очень давно вPИндии (некоторые источники даже приписывают занятия йогой древним египтянам).

Существующие ныне письменные источники, описывающие иPсистематизирующие систему хатха-йоги, появились сравнительно недавно, ужеPпосле Р. Х. ВPпервую очередь, этоPтакие источники, какPХатха-Йога Прадипика, Йога-Васиштха иPЙога-Сутры. Хатха-йога является подготовкой кPРаджа-йоге, иными словами, онаPготовит тело иPразум кPусиленным занятиям медитацией иPдуховными практиками.

КакPмногие знают, вPхатха-йоге есть восемь ступеней, первые четыре изPкоторыхP этоPямаP(кодекс поведения), нияма (добродетели), асана (физические упражнения) иPпранаяма (режим иPпрактики дыхания). Именно асана, одна изPступеней, понимается многими какPйога. АPкогда она, какPэтоPчасто бывает вPйога-клубах, окутывается преподавателями ореолом мистицизма, вкупе сPиндийским интерьером клубов иPэлектронной аранжировкой мантр воPвремя занятий, этоPсчитается настоящей духовной йогой. На самом деле, асаныP этоPфизические упражнения разной степени сложности, построенные таким образом, чтоPониPоптимальным образом влияют наPфизиологию тела человека, аPтакже эффективность управления телом соPстороны ума.

Основные направления влияния хатха-йоги наPчеловека: Тренировка мышц, включая мелкие внутренние мышцы иPмышцы, поддерживающие внутренние органы, которые неPработают вPбольшинстве видов спорта, аPтакже суставно-сухожильная гимнастика. Значение тренировки внутреннего мышечного каркаса сложно переоценить, именно онаPпозволяет поддерживать внутренние органы вPдолжном состоянии. Оптимизация дыхания воPвремя занятий иPчерез этоP вPповседневной жизни. Дыхание вPпрактике хатха-йогиP всегда медленное, глубокое иPритмичное.

ЗаPсчет брюшного илиPполного дыхания, аPтакже известного многим дыхания Уджайи, ткани иPорганы тела лучше насыщаются кислородом, происходит полноценная практика пранаямы. Тренировка внимания. ЭтоPужеPотносится кPдальнейшим двум ступенямP пратьяхара (отвлечение отPвнешних объектов) иPдхарана (концентрация). ВоPвремя упражнений хатха-йоги следует направлять свои мысли иPощущения только внутрь себя, вPсобственную практику.

Именно поэтому йога всегда является персональной, аPнеPгрупповой, практикой, несмотря наPто, чтоPвPгруппе заниматься всегда проще из-за такPназываемого эффекта группового поля. Коллекция заблуждений Существует несколько мифов оPхатха-йоге, которые мешают намPпонять суть этой практики. Здесь яPприведу триPраспространенных мнения, хотя ихPнамного больше. ПодPвоздействие этих мифов попадают практически всеPзанимающиеся, чтоPвполне закономерно.

Первый мифPдляPменя развеялся тогда, когда яPначал заниматься. ВторойP когда съездил вPИндию. Третий вPосновном встречается уPпрекрасной половины занимающихся, хотя бывает всякое. Миф P1.

Одни физические упражнения (асаны) безPдуховных занятийP этоPещеPнеPйога. На самом деле, всеPзависит отPтого, какPвыполняются этиPасаны. ВPпродуманных иPцелостных методиках упражнения всегда выполняются сPсопровождением правильно построенного дыхания. Кто-то изPиндийских гуру йоги сказал, чтоPасаны безPдыханияP этоPпустая трата времени.

Удивительное влияние асан наPорганизм человека обусловлено прежде всего дыханием. Встать вPположение иPпродышать егоP значит выполнить этоPположение. Когда упражнение достаточно тяжелое, каким оноPиPдолжно быть вPхатха-йоге, выPстоите вPнемPиPпытаетесь кPтому жеPмедленно иPмерно дышатьP иPречи неPможет быть оPпосторонних мыслях. Попробуйте встать вPсложную балансовую позу иPподумать оPтом, чтоPзавтра вамPплатить заPкредит.

Дыхание немедленно собьется иPвыPпотеряете равновесие. СPпрактикой асан постепенно приходит внутренняя тишина, изменение круга общения иPрежима питания, осмысление духовных практик. Приходит понимание следующей, седьмой ступени хатха-йоги: дхъяны (созерцание, медитация). АсанаP этоPключ коPвсей хатха-йоге.

Миф P2. Чтобы учить йогу по-настоящему, надо ехать вPИндию. В Индии, бесспорно, есть очень хорошие учителя йоги. НоPнужно иметь вPвиду, чтоPизначально всеPэтиPфигуры были предназначены дляPиндийского тела иPиндийского менталитета.

Мы, европейцы, совершенно другие, иPто, чтоPхорошо дляPних, может быть вредным дляPнас. Манера обучения хатха-йоге вPИндии неPнравится многим. ОнаPрезкая иPтравмоопаснаяP индусам просто неPприходит вPголову, чтоPбелый человек неPможет сPрождения садиться наPшпагат иPизгибать позвоночник дугой. Сами индийские учителя зачастую находятся неPвPлучшей физической форме, какPразPблагодаря своей методике занятий.

Индусы, какPправило, недостаточно грамотны вPсфере анатомии иPфизиологии человека, ониPиспользуют традицию какPцельный кусок знаний, неPпытаясь ихPсистематизировать иPосмыслять. Чтобы раскладывать систему поPполочкам, кPнейPнужно относиться безPизлишнего пиетета, спокойно иPосновательно. ТоPесть применять западный научный подход. Миф P3.

ВPйоге неPдолжно быть усилия. Усилие безPнасилияP любят повторять преподаватели йоги. Фигуры йоги неPмогут быть простыми. Если что-то делается легко, значит, вPэтом положении неPпроисходит работы тела.

ВPнекоторых интенсивных методиках, например, вPтойPжеPйоге23, физические нагрузки приPвыполнении фигур достаточно велики, особенно сPучетом дыхания иPопределенных последовательностей, вPкоторых выполняются упражнения. НаPтаких занятиях сильно устаешь иPпотеешь. Зато иPэффект уPнихPсовершенно иной. При этом, насилия надPтелом быть неPдолжно.

Границы возможностей должны раздвигаться постепенно, аPкогда выполнение упражнений вызывает больP этоPзначит, чтоPвPданный момент выPчто-то себе травмируете. Глубина практики Занятия хатха-йогой неPдолжны зависеть отPтематического интерьера илиPмузыки. ВPидеале, занятия выполняются вPтишине илиPсреди естественных звуков природы, либо жеPподPкакой-то водитель ритмаP например, метроном илиPсобственное мерное дыхание. Интерьер, благовония, индийская символикаP этоPприятно, ноPтолько доPтехPпор, пока неPотвлекает отPпратьяхары иPдхараны: концентрации наPмоменте здесь иPсейчас.

Преподаватель должен хорошо разбираться вPанатомии иPфизиологии, травмобезопасности иPорганизации процесса тренировки. Бегите прочь отPболтливых эзотеричных преподавателей, такPжеPкакPотPфитнес-тренеров, предлагающих заниматься йогой подPбодрую попсу. Очень хорошо влияет наPпроцесс саморазвития вPйоге чтение источников. ИхPпросто необходимо прочесть, ноPпомнитьP источники писались очень давно, вPдругой стране иPвPдругом климате, приPдругом общественном строе иPрелигиозном укладе.

НеPнужно принимать всеPбезоговорочно. Каждый квант информации нужно пропускать через разум иPанализировать. В случае правильного подхода хатха-йога будет играть туPроль, дляPкоторой иPбыла созданаP онаPсоздаст единство тела иPума, гармонию мыслей иPвнутренних процессов организма, иPвPконечном итоге подготовит васPкPдальнейшему пути, аPбыть может, даже кPвосьмой ступениP самадхи (просветление).